10 марта 2011 г.

Целомудрие? Возможно ли оно в наши дни?


"...В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела - это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов."
Сергей Верейкин, директор Дирекции молодежных изданий ИД "Бурда":
Слово "целомудрие" для меня относится к тому же безнадежно устаревшему лексическому ряду, что "неизбывный" и "отнюдь". Не по содержанию, а по форме. Классические романы да телесериалы, снятые по ним - только там и можно еще услышать характеристику "целомудренный", относящуюся к кому-либо. Мы знаем "высоконравственных" людей, мы читали о "светлых" людях. "Приличные" люди толпами бродят вокруг нас, если верить оптимистам. "Целомудренные" остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла. Я сожалею об этом, но ничего поделать не могу - я такой же нормальный современный человек.

Целомудрие как высшая форма нравственности - это ведь система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, про которых мы говорим, что они совершают "высоконравственные" поступки. Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В этом я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость - и ты уже в глазах окружающих приличный человек.

Увы, целомудренным я от этого не становлюсь. Целомудрие - не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделал выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь... Хотел сперва написать, что вовсе не встречал, потом понял, что нет, были такие люди. Я действительно знал нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их было назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними это определение не приходило мне в голову.

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Коли такие люди существуют, скажете вы, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю... Могу лишь сказать, что эти люди были вне нашего времени. Окружающие относились к ним как к аномалии. И скорее, со знаком минус. Потому что такие люди вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя - довольно гадкое ощущение.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

Но ведь люди, о которых я говорю - не ханжи, это очевидно. Те, с кем я был знаком - они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.

Я тоже так хочу.

Зоя Гончаревская, кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета "Дружбы народов":

Прежде всего, целомудрие - это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине. Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать, что "ваши проблемы со здоровьем оттого, что вы не живете половой жизнью". А с экрана к тому же пропагандируется образ "современной женщины", доступной и непостоянной. В результате молодые люди могут начать сомневаться в правильности своего выбора в пользу целомудрия.

26 лет работая врачом-гинекологом, я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей "партнеров" как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда. Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше - "как получится".

Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону - ребенок не услышал, сказали пошлость - он не понял.

Медицинской статистики того, насколько наша молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для обеих сторон начинаются впервые, прочнее. Об этом надо говорить, это надо разъяснять подросткам, и существуют специальные программы, рассчитанные на школьников - но их практическая реализация зависит от желания как педагогов, так и врачей.

Однако и те молодые люди, у которых не было живого, семейного примера целомудрия, могут и сами прийти к осознанию этих вещей - всегда ведь есть, откуда черпать пример целомудренной жизни. Была бы только потребность...

Константин Эггерт, журналист:

Целомудрие - это чистота действий и помыслов в отношениях людей, прежде всего в любовных отношениях. Причем второе (чистота помыслов) не менее важно, чем первое, но значительно труднее. Для большинства людей само понятие "целомудрие" означает прежде всего половое воздержание, но мне кажется, тут нельзя ставить формальный знак равенства. Целомудренный человек - это прежде всего человек, уважающий личность в том, кого он любит, воспринимающий любовь как Божий дар, который не следует, не стоит и не хочется разменивать. "Любимых нельзя использовать" - вот на этом, наверное, строится целомудрие. Мне трудно сказать, может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака. Но в стремлении избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему, есть большой внутренний смысл, а в сегодняшней жизни это настоящий поступок.

Современное урбанистическое либеральное мировоззрение абсолютно индифферентно к целомудрию или отсутствию оного. "Делай и чувствуй, что хочешь, пока это не мешает другим", - таков современный подход. Эпоха "сексуальной революции" закрепила этот подход на Западе на неформальном, а зачастую и формальном уровне. "Мы оба млекопитающие, давай займемся этим делом как (животные) на Discovery Channel" - так пелось в известном клубном хите лет пять назад. В сущности, это и есть сведенная до лозунга антитеза целомудрию и любви. Той любви, в основе которой - вера в Бога.

Да, разврат был всегда - и при древних египтянах, и при не очень древних викторианцах. Да, две мировые войны поколебали веру человечества в существование незыблемых моральных принципов. Но это не значит, что человеку не должно быть свойственно стремление к чистоте. Ныне религиозные нормы окончательно вытеснены из повседневной жизни и из культуры. И это привело к тем проблемам, с которыми столкнулась современная цивилизация - ослаблению института семьи, отчуждению людей, старению и постепенному вымиранию многих стран Европы. Если масса видит в сексе такое же развлечение, как поход в кино, личностные отношения незаметно обесцениваются.


Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Спасибо, что зашли и уделили внимание статье. Интересно будет узнать любое мнение!