12 апреля 2012 г.

Учиться любви в любой ситуации...



Личное мнение Greatdream.

Вчерашнее домашнее задание моему 11-летнему сыну (5 класс) по русской литературе навело меня на размышления о любви.

Рассказываю. Изучают Тургенева "Муму". Задание на дом: девочкам нужно написать письмо Барыне от имени Татьяны (по тексту необразованная прачка 27 лет) и в письме объяснить, почему Татьяна не хочет выходить замуж за пьяницу, а хочет выйти замуж за Герасима; мальчикам нужно написать письмо барыне от имени Герасима, и объяснить в письме, почему Герасим хочет жениться на Татьяне.

Первый вопрос, который у нас с мужем возник: "Разве Герасим и Татьяна умеют писать?"

После некоторого обдумывания домашнего задания возникло ощущение неприятия подобных заданий для 11-летних детей. Ну вот объясните мне, зачем в 11-летних девочек пытаться затолкать мысли, чувства, желания 27-летней женщины, которая хочет выйти замуж, а на 11-летних мальчиков - чувства, мысли и желания мужчины под 30, который хочет жениться. На основе какого опыта, какого понимания они могут написать эти письма? Ведь всему свое время, и не зря ведь существует возрастная психология и методика преподавания в разных классах, которую, по идее, будущие преподаватели должны изучать. Мы же не даем новорожденному ребенку мясо, а ждем, когда придет время и ребенок сможет это мясо переварить без ущерба для здоровья. Это, в моем понимании, относится и к душевному, психологическому здоровью ребенка. Зачем в него пихать то, что он психологически переварить не может?

Я попросила подругу (преподавателя по русскому языку и литературе) поделиться своими мыслями на этот счет. Выяснили, что подобное задание вообще не соответствует установленной программе.

Было 2 чувства. Пойти поговорить, но я сомневалась, что смогу спокойно обсудить все, без злости, критики, обвинений. И второе чувство - ничего не делать, ведь учитель может отыграться на ребенке.

Все же выбрала - поговорить. Стала готовиться. Понимаю, что на разговор нужно идти с искренним чувством уважения к другому человеку, но не нахожу этого внутри. Хочется ругаться литературными, но некрасивыми словами. Думаю, молюсь, ищу разные подходы к проблеме моего отношения к учительнице.

Много мыслей перебывало в голове за вечер и утро, но вот есть уже несколько выводов по ситуации. Такие ситуации хороши для того, чтобы понять, как трудно в реальности полюбить человека, который причиняет определенный вред тебе или твоим любимым.
Второй вывод: Мы, родители, ответственны за духовное и физическое развитие наших детей, а значит и за то, чтобы защищать их от вредного влияния. Поэтому разговор состоится. Сегодня не получилось встретиться с преподавателем, и это для меня дополнительное время, чтобы найти в своем сердце правильное отношение к ней - отношение искреннего уважения, освободить сердце от резкой критики и обвинений.

И еще, вдогонку. Часто слышу от родителей и преподавателей: ой, дети такие, ой, они невнимательные, не уважают взрослых, не хотят учиться, сидят в компьютерах, жестокие, агрессивные, развращенные. Кошмар! Да, говорю я, кошмар, который мы создали сами. Ведь ребенок отдает в этот мир то, что в него вложили взрослые. Но на меня обычно в таких случаях смотрят косо, не нравится моя трактовка ситуации. Почему? Не хочется брать на себя ответственность? Но разве без ответственности бывает ЛЮБОВЬ?

20 комментариев:

  1. "зачем в 11-летних девочек пытаться затолкать мысли, чувства, желания 27-летней женщины, которая хочет выйти замуж, а на 11-летних мальчиков - чувства, мысли и желания мужчины под 30, который хочет жениться. На основе какого опыта, какого понимания они могут написать эти письма? "

    Мой муж предложил вариант ответа: На основании желания 30 летней учительницы которая хочет выйти замуж и не может решить за кого))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  2. ничего страшного в этом задании я бы не увидела. дети же тоже любят. пусть они не будут рассуждать зрело, но на своём одиннадцатилетнем уровне они уже знают, что такое симпатия как минимум. детское сознание не затуманено клише. и про то, что человек хороший, любит кого-то, работает, честный, порядочный, можно написать и из детского опыта.

    вообще, не стоит детям делать домашние задания со взрослыми. они должны учиться на своём опыте. пусть в десяти предложениях, но ребёнок в любом возрасте может рассказать, кто для него хороший человек, а кто плохой. кто нравится, а кто не нравится. и как-то же выбирают они, с кем дружат, с кем нет.

    я бы не ходила к педагогу. но у меня нет детей ещё, так что аргумент "будут свои дети - посмотришь, ты бы и не такое сделала" принимается :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "ничего страшного в этом задании я бы не увидела. дети же тоже любят." Надя, для меня это звучит как (это аналогия) "младенцы тоже кушают, поэтому мы дадим младенцу мясо, пусть жует своими десенками, они ведь у него есть".

      Да, дети видят отношения мужчин и женщин, видят свадьбы, видят отношения родителей в семье. Это нормально. Но зачем их насильно загружать тем, что им не по возрасту. Мой сын вообще не знал, как делать это задание, что писать. Он еще глубоко не задумывается об отношениях мужчины и женщины. Он их видит и признает их наличие. Он дружит, разбирается, какой друг хороший и можно доверять, какой - средненький и может подвести. Он читает фэнтези (хорошую), детские рассказы и истории. Он пытается иногда писать стихи или петь собственные песни. Он конструирует в огромном количестве и я мечтаю о еще одной комнате - мастерской, мы вместе играем в настольные игры, обсуждаем его жизнь, мечты, придумки, проблемы, сомнения. У него есть папа и мама, есть дядя и тетя, есть другие родственники-супруги. Он видит, что мужчина и женщина в определенном возрасте соединяются в союз. Но он сейчас не думает о своем собственном союзе с какой-нибудь девушкой, в который он вступит однажды. Он живет в своем возрасте и нужно ли его насильно тыкать носом в то, что ему не интересно и рано.

      Конечно, есть девочки и мальчики, которые уже "гуляют" в 11 - 12 лет вместе и даже вступают в сексуальные отношения. Но я не считаю это нормой. Это скорее болезнь нашего общества - недолюбленные родителями дети, которые таким образом пытаются наполниться любовью.

      Удалить
    2. Меня в ВУЗе учили методике преподавания литературы. И я запомнила, что вопросы любви можно обсуждать со старшеклассниками только в том случае, если их сознание стало сознанием юношей и девушек.

      Если по своему психологическому состоянию они еще подростки, то вопросы любви с ними обсуждать нельзя, дабы не травмировать их психику. И психику учителя тоже, ибо если старшеклассники по своему развитию - подростки, они просто не воспримут слова учителя, и это будет сорванный нервным смехом учащихся урок.

      А поднимать эти темы с пятиклассниками - вообще очень глупо: всему свое время, они для этого еще маленькие. Вы верно говорите: "про то, что человек хороший, любит кого-то, работает, честный, порядочный, можно написать и из детского опыта", - но глубже эти темы с пятиклассниками развивать не нужно.

      Удалить
    3. Моя в школу еще не пошла, но мне кажется что домашнее задание проверять то все равно стоит...В условиях современной школы из-за отметок, которые потом влияют на четвертные всякие и годовые и т д. Но и это не главное-иногда просто приходится второй раз объяснять все с начала, потому что на уроке неизвесно что происходит и дома у человека в голове ничего не остается. И еще если бы они писали о том что доступно пониманию в 11 лет,ну действительно- симпатии там свои, чувства-впечатления, а тут : "написать письмо Барыне от имени Татьяны (по тексту необразованная прачка 27 лет) и в письме объяснить, почему Татьяна не хочет выходить замуж за пьяницу, а хочет выйти замуж за Герасима"... Меня бы смутила тема.
      На счет дружбы...как они выбирают...На самом деле мы взрослые часто не осознаем свой выбор, его за нас делает рекламма, мода, лидеры коллективов, и т д. А у детей лет до 12 не сформированы ценности и дружба основана на фантиках-конфетках. Этим мне не нравится школьная система когда ты вынужден 11 лет проводить с людьми которые случайно оказались рядом с тобой. Часто ни интересов общих, ни ценостей(У меня так было может у кого другой опыт) Дружить скорее приходится ради выживания. И чаще все липнут к тому кто в моде-у кого портфель круче...ну это долгий разговор.

      А с педагогом я бы сходила хотя бы познакомится с человеком который что то вкладывает в голову моего ребенка. И наверное в нормальной школе должна быть система когда родители могут общаться с учителями лично.Это совершенно нормально. Почему то сразу возникает что это как то повлияет на ученика, на его репутацию в классе и т д Типа это плохо, маменькин сынок...Родители в школе значит обязательно поругаться..Это для меня еще один минус в школьной системе. Сдали ребенка-и забудьте, за вас все сделают учитель и коллектив -и научат,и воспитают и т д

      А если что не так-родителей в школу-Куда ВЫ смотрели....парадокс!

      Удалить
  3. И еще такой момент. Домашнее задание в школе - это ведь не разговор с мамой. Это я с интересом выслушаю все его мысли, буду открытой для вопросов и обсуждений. В данном конкретном случае - это оценка. И если не выполнишь - плохая. За что? За то, что живешь по возрасту? И ведь этого нет в программе! Т.е. программа такого не требует, и даже не предполагает. К чему бы это?
    И что в такой ситуации будет чувствовать ребенок? Каков моральный ущерб? Мы ведь не первый день у этой учительницы учимся...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. пока же ещё неизвестно, как учительница собирается это оценивать. вот если ребёнок напишет что-то (пусть простенькое, парочку предложений), а учительница ему скажет: "Вася, ну и ерунду ты сморозил. Держи тетрадь. Два", то тут есть повод возмущаться.

      но если ребёнок категорически отказывается делать это задание (а не папа с мамой за него отказались), то поговорите с преподавателем. объясните, что ваш ребёнок не созрел для такого. попросите другую тему по этому же произведению. не думаю, что выслушав вашу точку зрения, она откажет.

      я всё равно считаю (да простят меня все родители:), что предполагалось простое задание, без ухода в дебри. а с позиции взрослого человека оно, конечно же, выглядит иначе: сложным, глубоким и запутанным. и то что придёт в голову мне, вам или другому взрослому, никогда не придёт в голову ребёнку.

      P.S. жду продолжение вашей истории, обязательно пишите, как отреагировала учительница.

      Удалить
    2. Ой, девочки мне с вами все интереснее и интереснее)))))))))))
      Гоните меня, а то я ребенка без прогулки оставлю))

      Удалить
    3. greatdream обязательно напиши как поговорили!

      Удалить
    4. Vesna, дети не гуляны, а ты о высоком рассуждаешь?! Марш на улицу :)

      Удалить
    5. Ребенок сказал, что не знает что писать, и не понимает, что учительница от них хочет. Главный прикол пока в этой истории - это то, что все мальчики в классе решили, что учительница попросила их написать письмо Герасима Татьяне. И мой ребенок решил, что я ошиблась, и нужно именно так - письмо Герасима Татьяне. И он уже в школе взял у одноклассника готовое письмо, изменил пару слов и сдал учителю. Привожу полностью.

      Письмо Герасима.

      Дорогая Татьяна. Я был очень удивлён, когда я узнал, что Вы вышли за Капитона. Он же слабый, ленивый, пьяница и глупый. А я сильный, добрый, работяга, надежный и честный. Выходите за меня. С глубокой любовью ваш Герасим.

      Удалить
    6. Надя, я тут почитала ваши предложения и решила чуток изменить направленность разговора. Вы знаете, мне уже самой интересно, какие цели она преследовала, задавая это задание, над чем хотела поработать, чего достичь с помощью этого задания. Я ведь тоже педагог (хотя сейчас и не преподаю), и мне уже искренне интересно.

      Удалить
    7. Во-первых, меня смело нужно называть на "ты".

      Во-вторых, мне, если честно, тоже непонятно такое задание до конца. Может учительница вашего сына собирается кандидатскую защищать и опыты над детьми ставит?

      В-третьих, письмо, что вы привели - это как раз то, чего я ожидала (хоть дети и не совсем тому адресату написали): незамысловато, но от души :)

      Удалить
  4. Обещала продолжение - пишу. Сегодня разговаривала с учителем. Под влиянием комментариев, шла разговаривать уже с другим отношением: решила в первую очередь выслушать, а потом уже высказать свое мнение. И отношение было у меня доброжелательным. Готова признать - было у меня некое предубеждение, от которого в процессе разговора я смогла отказаться. Мы с учителем хорошо поговорили, пришли к определенному (не полному) пониманию. Разговаривала учительница искренне, отношение у нее было открытым и доброжелательным, выслушивала внимательно, с интересом, сыну дала другое задание, чтобы сделал сам, а не списывал у друзей. Разговор был в общем позитивный, но для меня осталась какая-то незаконченность, не могла я поставить точку. Крутила слова учительницы так и эдак, анализировала, пыталась понять, что же меня "дергает". Думаю, что поняла, что "дергает" и почему мы с учительницей до конца не смогли понять друг друга.

    Я попросила учителя объяснить, какой результат она ожидала получить, давая это задание. Примерно ее объяснение звучало так: хотела, чтобы дети описали, какой Герасим видел Татьяну, т.е. какой человек Татьяна в глазах Герасима. А если еще проще, то ожидалось банальное описание Татьяны. Но ведь это другое задание! Чтобы было понятнее, привожу сравнение 2 заданий.

    1) Задание: Какой Герасим видит Татьяну, каким человеком является Татьяна в глазах Герасима, как Герасим ее характеризует как человека. - Это то, что учительница хотела увидеть в результате. Это задание о том, как один человек характеризует другого человека. Лично мне в этом задании все понятно и если бы задание звучало именно так, то у меня бы, наверное, и вопросов бы никаких не возникло.

    2) Задание: Написать письмо барыне ОТ ЛИЦА Герасима и объяснить в письме, почему он (Герасим) хочет жениться на Татьяне. - Это то, что учительница задала. Это задание, как я вижу, должно выполняться так: ученик ставит себя на место Герасима и с позиции / от лица 30-летнего мужчины объясняет другому человеку, почему он хочет взять в жены определенную женщину. Выполнить это задание без задействования личного опыта и знаний на эту тему невозможно. Но откуда у 11-летнего ребенка может быть такой опыт?! Да и не нужен мальчику такой опыт в таком возрасте!

    Поэтому, насколько я понимаю, не было в этом чего-то умышленного. Все банально - задание было сформулировано неправильно, некорректно.

    Вот такие дела...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всё чудесно разрешилось! и без ссоры. вы - молодец.

      Удалить
  5. и мне стал интересен этот пост, так как у меня два сына и я по образованию педагог, а еще я ярый противник всей нашей системы образования.На мой взгляд, учительница, начитавшись дополнительной литературы по творческому подходу к преподаванию классической литературы(а этой ерунды валом), решила проэксперементировать на детях.Есть такие учителя-новаторы!Возможно ипреследовались благие цели-творческий подход, самостоятельный анализ произведения, умение мыслить самостоятельно и креативно, но не учла возвраст и интересы детей.
    А ВЫ правильно сделали, что поговорили с педагогом.

    ОтветитьУдалить

Спасибо, что зашли и уделили внимание статье. Интересно будет узнать любое мнение!